Технический сайт Сергея Слободинова Пятница, 22.11.2024, 18:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Мои статьи [11]

» Мини-чат
200

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Главная » Статьи » Мои статьи

Гражданский диапазон 27 Мгц
История CB-радио
В 1945 году в США состоялся Конгресс по вопросам гражданской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460 - 470 МГц. Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона. Два года спустя вышел Документ 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB- Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков - класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт). Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведенных частот не везде была положительной - дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами не надежная и др.Тогда было обращено внимание на 11-метровый диапазон (27 МГц), на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки. Короткие волны с меньшими потерями проходят через различные препятствия, особенно это заметно в городе. За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для CB-Radio и был позднее выбран диапазон 27 МГц.

В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введен класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц. В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приемниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру.
1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году - свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей! В настоящее время в США и во вссм мире зарегистрировано огромное количество CB-клубов, объединяющих людей по интересам, в большинстве случаев - это проведение DX-связей и обмен QSL- карточками.

Решением Государственной комиссии по радиочастотам СССР от 30 декабря 1988 года на вторичной основе были выделены частоты для личной радиосвязи. Но и здесь не обошлось без серьезных проблем.
Во вссм мире основными для CB-Radio являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с сеткой, кратной 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т.д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й. В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появилась вспомогательная сетка частот и соответствующие новые каналы. Они также имеют шаг 10 кГц, но сдвинуты по частоте по отношению к основным на 5 кГц. Первый из них получил номер 51 (26960 кГц), следующий - 52 (26970 кГц) и т.д.
В нашей стране для личной радиосвязи были выделены каналы, которые во вссм мире рассматриваются как вспомогательные! Они имеются в зарубежной аппаратуре, но в ограниченном числе моделей довольно высокого класса. Другими словами, недорогие радиостанции зарубежного производства использовать у нас без переделки нельзя. К тому же из 40 каналов было разрешено работать AM в 14 каналах (26970...27100 кГц) с шагом сетки 10 кГц, и FM в 11 каналах (27150...27275 кГц) с шагом сетки 12,5 кГц, а также FM в 6 каналах (27150...27275 кГц) с шагом сетки 25 кГц. Учитывая, что ширина полосы частот излучения передатчика не должна превышать 6 кГц для AM и от 2,5 до 11 кГц для FM, можно себе представить, что творилась бы в эфире! Было еще одно расхождение с принятыми за рубежом нормами. Во многих странах разрешено использовать передатчики с выходной мощностью 5 и более Вт, у нас же - 0,5 Вт.
Но ГКРЧ, видимо все-таки, вняла просьбам пользователей CB-Radio и и разрешила пользоваться радиостанциями мощностью 4 Вт со 2-го по 27 канал обеих сеток (26975...27275 кГц). 1-й канал отводился автомобильным радиосигнализациям, а каналы с 28 по 40 (27280...27405 кГц) коммерческим структурам.

В настоящее время CB-Radio получило дальнейшее развитие. Решением ГКРЧ России от 29.08.94 г. (протокол N 23/2) разрешена максимальная выходная мощность CB-радиостанций 10 Вт, в дополнение к AM и FM ещс SSB, а также "верхняя" сетка частот (27415...27855 кГц). 9-й канал (27065 кГц) теперь официально закреплен как канал для экстренной связи с милицией и аварийными службами. В будущем, по мере освобождения частот 11-метрового диапазона служебными радиостанциями, пользователям CB-Radio будут передаваться другие сетки (26515...26955 кГц, 26065...26505 кГц).

Разрешение на право приобретения и эксплуатации радиостанции данного диапазона получить очень просто - необходимо почтовым переводом в адрес ГУ Госсвязьнадзора РФ перечислить регистрационный и эксплуатационный сбор и местное Управление Госсвязьнадзора на основании Вашего письменного заявления выдаст разрешение, номер которого является позывным (например, 3A-12345, где 3A - это Москва). Вся процедура занимает 15 - 20 минут. Разрешение выдастся на радиостанцию, каждый пользователь может иметь несколько радиостанций, и, соответственно, несколько разрешений на их эксплуатацию. Разрешения бессрочные при условии ежегодной уплаты эксплуатационных сборов. Пользоваться радиостанциями можно на всей территории Российской Федерации и других стран, с которыми заключены соответствующие соглашения. Об этом можно узнать, а также ознакомиться с правилами пользования радиостанциями гражданского диапазона в местном Управлении Госсвязьнадзора.

Для 11-метрового диапазона действуют те же законы распространения радиоволн, что и для радиолюбительского 10-метрового. При условиях хорошего прохождения радиоволн (это преимущественно дневное время) можно услышать радиостанции Северной и Южной Америки, Австралии, Африки и Азии, и, разумеется, связаться с ними. Когда нет прохождения связь возможна на расстоянии до 100 км (в SSB - до 150 км).

 AM, FM, SSB
В России в Си-Би диапазоне разрешается использовать частотную (FM), амплитудную (АМ) и однополосную  модуляцию. Какую модуляцию лучше выбирать для связи? Прежде всего, ваша модуляция должна совпадать с модуляцией вашего корреспондента.

Подавляющее большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют FМ. Она обеспечивает наиболее качественное звучание, если сигнал корреспондента достаточно силен. Использование FM позволяет подавить большинство видов помех, которые носят амплитудный характер. Недостатком FМ является высокий уровень шумов детектора при отсутствии сигнала, что требует точной установки порога подавителя шумов.

АМ используется для связи на средних и больших расстояниях , когда сигнал корреспондента слишком слаб для реализации преимуществ FM. Максимальная дальность связи при использовании АМ и FM практически одинакова.

SSB рекомендуется использовать при связях с наиболее удаленными корреспондентами. Как правило, в Европе используется верхняя боковая полоса (USB), в США, наоборот, нижняя боковая полоса (LSB).
Радиосвязь с использованием одной боковой полосы имеет настолько большие преимущества перед АМ и FM, что в профессиональной и любительской радиосвязи она полностью вытеснила их. В радиолюбительских диапазонах SSB появилась в пятидесятых годах. В 195б г. в мире было всего несколько десятков любительских SSB радиостанций, в 19б1 г. их число уже превышало 20 тысяч. В Си-Би диапазон SSB модуляция пришла значительно позже: за рубежом - в 90-х годах, в России – только в самые последние годы.
Главной причиной малого использования SSB в Си-Би диапазоне является более высокая цена SSB трансиверов, превышающая цены AM/FM станций в 3-5 раз, второй причиной – особенности работы на SSB, требующие более высокой квалификации оператора. При приеме станции с SSB модуляцией вам необходимо ручкой точной подстройки частоты добиться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента. Именно это препятствовало широкому применению SSB в автомобильных радиостанциях, на ручную подстройку которых водитель не должен отвлекаться при вождении. Однако в последнее время на рынке появились вполне приличные SSB автомобильные станции , но цене только в 1,5-2 раза дороже АМ, FМ станций, обладающие стабильностью частоты, вполне достаточной для работы на SSB при движении автомобиля. Необходимо иметь в виду, что даже при точной настройке звучание голоса корреспондента при работе на SSB все равно остается ненатуральным, со специфическим "синтезированным" тембром, что впрочем никак не мешает приему информации

Главным преимуществом SSB по сравнению с АМ и FM является выигрыш в мощности полезного излучаемого сигнала, составляющий 9 дБ, или в 8 раз. Согласно правилам, принятым в России, мощность несущей Си-Би радиостанции при АМ и FM видах модуляции и пиковая мощность при SSB модуляции не должны превышать 10 Вт. Откуда же берется выигрыш?
При SSB модуляции несущая и одна из боковых полос не излучается, что позволяет всю разрешенную мощность излучать в виде одной боковой полосы. Мощность, несущая полезную речевую информацию, при АМ и FM составляет в лучшем случае 1,25 Вт, а при SSB – все 10 Вт. Таким образом, при приеме SSB сигнала передатчика с пиковой мощностью 10 Вт слышимость будет такой же, как при приеме АМ передатчика с мощностью 80 Вт!
Однако преимущества SSB не ограничиваются только этим. АМ и FM станции излучают мощность несущей постоянно, независимо от того, произносите ли вы перед микрофоном звуки или молчите. SSB станции не излучают никакой мощности в паузах между словами. Кроме экономии энергии и облегчения режима выходного каскада передатчика это дает дополнительные преимущества при работе в перегруженном станциями канале. При использовании АМ или FM модуляций включение более мошной станции полностью "давит" более слабую, делая прием невозможным, при использовании SSB в паузах между словами мощной станции слабая станция продолжает прослушиваться. Удается не только следить за станцией, но и улавливать смысл сообщения.. Если уровень сигналов мешающих станций не сильно превышает уровень принимаемой, а частоты всех станций точно совпадают, вы будете понимать большую часть информации желаемой станции, подобно тому, как вы понимаете собеседника при разговоре в окружении говорящих людей. На практике же частоты мешающих станций все
Это справедливо, конечно, только в случае помех от других SSB станций. Если мешающая станция работает с амплитудной или частотной модуляцией, SSB преимуществ не дает. Именно по этой причине пользователи Си-Би диапазона, в котором нет разграничения частот для работы с разными видами модуляции, договариваются между собой, в каких каналах можно использовать только SSB. Так пользователи Си-Би в странах Европы договорились о преимущественном использовании сетки D для работы с SSB, оставив сетку С для АМ и FM.

Все перечисленные преимущества SSB модуляции позволяют при прочих равных условиях получить дальность связи на 50-75% больше, чем при AM или FM.

СИ-БИ - мобильная связь

Сегодня в мире среди разнообразных видов мобильной связи (спутниковая, транковая, сотовая) Си-Би-связь прочно занимает свою нишу. В США более 50 миллионов владельцев Си-Би-радиостанций, а для большегрузных автомобилей они фактически стали штатным средством связи. Это недорогие и удобные устройства, предназначенные для связи на расстоянии 30-40 км и не требующие поминутной оплаты. Основное преимущество этой связи - доступность.

Си-Би - это аббревиатура английского словосочетания Citizens Band (гражданский диапазон). Номиналы радиочастот Си-Би (каналы связи) унифицированы во всем мире. Количество разрешенных каналов в разных странах от - 40 до 200 в диапазоне 27 мГц. Большинство моделей Си-Би - это автомобильные радиостанции, имеющие напряжение питания 12 В, размер и вес - не более чем у автомагнитолы, рассчитаны на суровые условия эксплуатации. Они позволяют автомобилистам поддерживать связь между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута в незнакомой местности, помощь при авариях и неполадках, вызове скорой помощи и т.д. Радиосвязь незаменима при групповых поездках (2-3 машины).

Кроме того, радиостанцию можно установить дома, на даче или в офисе и использовать как стационарную (базовую). Это потребует некоторого дополнительного оборудования, но существенно расширит ваши возможности.

Для России, где другие виды радиосвязи еще долго будут оставаться роскошью для большинства населения, особая значимость Си-Би-связи признана и на государственном уровне. Действующая федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в России" предусматривает создание сети диспетчерских служб вдоль основных автотрасс и оснащение Си-Би-радиостанциями 6800 автомобилей. Уже сегодня в диапазоне 27 мГц работает более 100 таких служб, в том числе в Московском регионе более двадцати. Диспетчерские радиослужбы предоставляют владельцам Си-Би-радиостанций следующие услуги:
    - помощь в экстренных ситуациях путем вызова 01, 02, 03 и т.д.;

    - информирование участников движения о ситуации на дорогах ("пробки", нарушения дорожного покрытия и т.п.), выбор оптимального маршрута;

    - справки (вокзалы, аэропорты, магазины, больницы, услуги, АЗС и т.д.);

    - передача информации от Си-Би-пользователей абонентам АТС и обратно, в том числе отложенные сообщения, "почтовый ящик";

    - ретрансляция сообщений от удаленных, плохо слышимых корреспондентов Си-Би.

Портативные радиостанции.
Кроме автомобильных и стационарных Си-Би-станций, большой популярностью пользуются носимые радиостанции. Их отличает простота использования, отработанность конструкций и достаточная надежность. Это незаменимая вещь для охотников и рыбаков. В последнее время прослеживается устойчивая тенденция использования портативных радиостанций в режиме автомобильных или стационарных. Это реализуется благодаря применению внешней антенны. Однако схемотехника портативных радиостанций ориентирована, в первую очередь, на использование штатной антенны.

О дальности связи.
Дальность связи зависит от многих факторов: высоты установки и вида используемых антенн, геодезической высоты местности, поляризации излучения, мощности передатчика, чувствительности приемника и уровня помех в точке приема, наличия преград на трассе связи и погодных условий.

Практическая дальность связи при мощности передатчика 4-10 Вт в среднем составляет:
    - автомобиль - автомобиль - 5-15 км в городе, 10-20 км на трассе;

    - автомобиль - база - 15-40 км;

    - база - база - 30-60 км.
Дальность связи портативных радиостанций в городе, как правило, не менее 1-1,5 км. Вне города, в зависимости от условий (поле, лес, водная гладь), дальность связи возрастает до 3-10 км.

По действующим правилам мощность передатчика не должна превышать 10 Ватт. В то же время, в случае бедствия, о правилах забываешь и приходится применять любую мощность, которая потребуется для того, чтобы вас услышали.

Средняя стоимость автомобильного комплекта Си-Би-связи 120 - 150 долларов. Приобрести радиостанцию можно в специализированных торговых фирмах, имеющих разрешение Госсвязьнадзора. Некоторые из них оказывают квалифицированные услуги по их монтажу, настройке и регистрации. Радиостанции также продают и на рынках, однако при их регистрации могут возникнуть сложности. Регистрация радиостанций осуществляется по месту жительства владельца по единым условиям для жителей Москвы и области. Стоимость регистрации по состоянию на начало 1999 г. составляет 224 рубля. Выдаваемое разрешение на эксплуатацию радиостанции действует на всей территории России.

За рубежом, в частности в США, пользователи Си-Би-радиосвязи при помощи телефонного интерфейса могут выйти в городскую (междугородную или международную) телефонную сеть (под контролем диспетчера). У нас это пока не разрешено.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала общественную организацию "Ассоциация-27"

5.1. Гражданский диапазон Си-Би.  Частоты: 25.160-29.655, шаг 5,

модуляция: NFM, AM, USB, LSB.

 

=====¦ Сетки частот ¦=====

      A      B      C      D      E      F      G      H      I      J

1  25.165 25.615 26.065 26.515 26.965 27.415 27.865 28.315 28.765 29.215

2  25.175 25.625 26.075 26.525 26.975 27.425 27.875 28.325 28.775 29.225

3  25.185 25.635 26.085 26.535 26.985 27.435 27.885 28.335 28.785 29.235

4  25.205 25.655 26.105 26.555 27.005 27.455 27.905 28.355 28.805 29.255

5  25.215 25.665 26.115 26.565 27.015 27.465 27.915 28.365 28.815 29.265

6  25.225 25.675 26.125 26.575 27.025 26.475 27.925 28.375 28.825 29.275

7  25.235 25.685 26.135 26.585 27.035 27.485 27.935 28.385 28.835 29.285

8  25.255 25.705 26.155 26.605 27.055 27.505 27.955 28.405 28.855 29.305

9  25.265 25.715 26.165 26.615 27.065 27.515 27.965 28.415 28.865 29.315

10 25.275 25.725 26.175 26.625 27.075 27.525 27.975 28.425 28.875 29.325

11 25.285 25.735 26.185 26.635 27.085 27.535 27.985 28.435 28.885 29.335

12 25.305 25.755 26.205 26.655 27.105 27.555 28.005 28.455 28.905 29.355

13 25.315 25.765 26.215 26.665 27.115 27.565 28.015 28.465 28.915 29.365

14 25.325 25.775 26.225 26.675 27.125 27.575 28.015 28.475 28.925 29.375

15 25.335 25.785 26.235 26.685 27.135 27.585 28.025 28.485 28.935 29.385

16 25.355 25.805 26.255 26.705 27.155 27.605 28.035 28.505 28.955 29.405

17 25.365 25.815 26.265 26.715 27.165 27.615 28.055 28.515 28.965 29.415

18 25.375 25.825 26.275 26.725 27.175 27.625 28.065 28.525 28.975 29.425

19 25.385 25.835 26.285 26.735 27.185 27.635 28.075 28.535 28.985 29.435

20 25.405 25.855 26.305 26.755 27.205 27.655 28.085 28.555 29.005 29.455

21 25.415 25.865 26.315 26.765 27.215 27.665 28.105 28.565 29.015 29.465

22 25.425 25.875 26.325 26.775 27.225 27.675 28.115 28.575 29.025 29.475

23 25.455 25.905 26.355 26.805 27.255 27.705 28.155 28.605 29.055 29.505

24 25.435 25.885 26.335 26.785 27.235 27.685 28.135 28.585 29.035 29.485

25 25.445 25.895 26.345 26.795 27.245 27.695 28.145 28.595 29.045 29.495

26 25.465 25.915 26.395 26.815 27.265 27.715 28.165 28.615 29.065 29.515

27 25.475 25.925 26.375 26.825 27.275 27.725 28.175 28.625 29.075 29.525

28 25.485 25.935 26.385 26.835 27.285 27.735 28.185 28.635 29.085 29.535

29 25.495 25.945 26.395 26.845 27.295 27.745 28.195 28.645 29.095 29.545

30 25.505 25.955 26.405 26.855 27.305 27.755 28.205 28.655 29.105 29.555

31 25.515 25.965 26.415 26.865 27.315 27.765 28.215 28.665 29.115 29.565

32 25.525 25.975 26.425 26.875 27.325 27.775 28.225 28.675 29.125 29.575

33 25.535 25.985 26.435 26.885 27.335 27.785 28.235 28.685 29.135 29.585

34 25.545 25.995 26.445 26.895 27.345 27.795 28.245 28.695 29.145 29.595

35 25.555 26.005 26.455 26.905 27.355 27.805 28.255 28.705 29.155 29.605

36 25.565 26.015 26.465 26.915 27.365 27.815 28.265 28.715 29.165 29.615

37 25.575 26.025 26.475 26.925 27.375 27.825 28.275 28.725 29.175 29.625

38 25.585 26.035 26.485 26.935 27.385 27.835 28.285 28.735 29.185 29.635

39 25.595 26.045 26.495 26.945 27.395 27.845 28.295 28.745 29.195 29.645

40 25.605 26.055 26.505 26.955 27.405 27.855 28.305 28.755 29.205 29.655

=====¦ Сетки частот ¦=====

 

     Это европейская   сетка.   Для  российской  сетки  соответственно

последняя цифра "0", т.е. 27.155MHz - C16E, 27.150MHz - C16R.

     Из полезного (применительно к Москве) - 3cE,9cE,19cE,21dE каналы.

Это аварийные каналы,  там сидят диспетчерские службы которые сообщают

и  принимает  сообщения  о пробках,  авариях и др.  Информацию о ДТП и

других  чрезвычайных  ситуациях  лучше  передавать   в   каналах   3cЕ

("Петровка")  или 9cЕ ("Служба Спасения").  А канал 9cЕ вообще выделен

для передачи _исключительно_ ДТП и других чрезвычайных ситуаций.  Если

зарегистрироваться в службе "Крик" (Петровка,  3cЕ,  абонентская плата

300тыс.  руб./год) или в "Службе  Спасения"  (Службе  спасения,  19сE,

21dЕ,  регистрация  бесплатна  но  обязательна)  то  диспетчера  можно

попросить позвонить по телефону и что-нибудь передать или использовать

это  все как пейджер т.е.  можно позвонить в диспетчерскую и попросить

передать по информацию для нужного вам  человека  (разумеется  если  у

него  есть СВ станция при себе).  Аналогично "Полет-27" (9dЕ) - только

бесплатно.  А в других случаях  просто  собственная  связь,  за  город

выезжать связь между авто и так далее. Существуют каналы занятые неким

подобием клубов по интересам (в некоторой степени это Полет-27 т.к. он

организован   Ассоциацией-27)   и   определенными   районами   Москвы.

Разрешенные каналы (по 40 каналов в сетках C и D)  забиты  изрядно,  а

дополнительные сетки стоят пустые (A,B,E,F - если очень хочется,  то в

них можно работать,  все делают вид что этого нарушения не  замечают).

При  этом  не  рекомендуется  залезать выше 10-го канала сетки F,  там

начинается любительский диапазон.
Категория: Мои статьи | Добавил: slobodinov (19.09.2009) | Автор: slobodinov
Просмотров: 6118 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024